Пятница, 03.05.2024, 13:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Берёзы лемков

Статьи

Главная » Статьи » История » История ВОВ

Таллинский переход — эвакуация основных сил Балтийского флота под командованием В. Ф. Трибуца из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 г
Таллинский переход — эвакуация основных сил Балтийского флота под командованием В. Ф. Трибуца из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 г. До Кронштадта дошли 112 кораблей, 23 транспорта и вспомогательных судна. Во время перехода погибли 15 кораблей (5 эсминцев, 2 подлодки, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, канонерская лодка, сторожевой и торпедный катера), 51 транспорт и вспомогательное судно.
Предполагалось прорыв флота совершить в следующем порядке: отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард и четыре конвоя. Отряду главных сил в составе флагманского крейсера «Киров», лидера эсминцев, 3 эсминцев, 4 подводных лодок, 6 малых охотников и др. боевых и вспомогательных кораблей (всего 28 вымпелов) ставилась задача прикрытия первого и второго конвоев от мыса Юминда до острова Гогланд. Отряду прикрытия под командой начальника штаба флота контр-адмирала Ю. А. Пантелеева — защищать второй и третий конвои от острова Кэри до острова Вайндло. Арьергарду под командованием командира минной обороны Таллинской базы контр-адмирала Ю. Ф. Ралля — прикрывать с тыла третий и четвертый конвои. Из состава сил Кронштадской базы был сформирован отряд обеспечения под командованием капитана 2 ранга И. Г. Святова, в составе 12 тральщиков, 4 сторожевых кораблей, 6 торпедных катеров, 8 малых охотников, 2 буксиров, 4 мотоботов, 2 катеров и спасательного судна, развернутый на остров Гогланд, с задачей прикрывать конвои и корабли на конечном этапе, обеспечивать проводку минными полями перед базой и оказывать помощь терпящим бедствие судам.
Задача осложнялась тем, что до начала эвакуации Балтфлот потерял уже более трети своих тральщиков (9 базовых тральщиков, 6 тральщиков из бывших буксиров).
В 11 часов 27 августа Трибуц отдал приказ о начале отхода войск и посадки на суда, через два часа войска начали перегруппировку для отхода. В 16 часов началась посадка раненых, учреждений флота и некоторых частей 10-го стрелкового корпуса. Грузили боевую технику и наибодее ценное имущество. На крейсер «Киров» был погружен золотой запас и правительство Эстонии. Отход и посадка войск прикрывались береговой артиллерией флота и заградительным огнём кораблей. Противник, в свою очередь, вел интенсивный огонь по городу и порту, производил налеты группами по 5-9 самолетов. Еще 26 августа авиаударами на рейде был потоплен транспорт «Луначарский». В 18 часов подрывные команды приступили уничтожению обьектов и материальных средств базы. Железнодорожные вагоны (более тысячи) сбрасывались в море у маяка Пакри, вагоны с боеприпасами взрывались, около 21 часа был взорван арсенал.
Основные силы начали посадку на суда около 22 часов и продолжали ее до рассвета. Учета не велось, по приблизительным подсчетам корабли приняли от 20 до 27 тысяч человек, с учетом гражданских лиц. Приняв личный состав и технику, суда выводились с рейда в район формирования конвоев буксирами. К сожалению, волнение на море усилилось до 7 баллов, тральщики не могли идти с поставленными тралами. Из-за этого был отдан приказ стоять на якоре у островов Найссар и Аэгна, вместо планового начала движения первого конвоя уже в 22 часа. По причине отсрочки выхода форсирование минного заграждения «Юминда» приходилось на ночное время, а не на дневное, как предусматривалось планом.
В 11 часов 35 минут был отдан приказ сниматься с якоря и начать движение. Отряд главных сил начал движение в 17 часов. Скорость конвоев определялась скоростью тихоходных тральщиков, чуть более 6 узлов. Отряды главных сил и прикрытия, каждый за пятью тральщиками, шли со скоростью 10-12 узлов. Через 2-3 часа после съемки с якоря отряды вытянулись на переходе в линию более 15 миль. Второй конвой шел параллельно основным силам, чуть севернее. До наступления темноты авиация противника пороизвела несколько атак и потопила четыре судна, несколько были повреждены. В районе острова Мохни в 18 часов 30 минут атакованный в первом конвое транспорт «Кришьянис Вальдемарс» при уклонении от бомб вышел из протраленной полосы и в результате подрыва на мине затонул. У мыса Юминда атакован и поврежден штабной корабль флота «Вирония», около 22 часов он подорвался на мине и затонул вместе со спасательным судном «Сатурн». Поврежден авиацией, подорвался на мине и затонул транспорт «Алев». Из 1 280 человек, в том числе 800 раненых, спасено 6 человек.

С наступлением темноты отряд главных сил вошел в плотное минное заграждение, выставленное немцами и финнами. Около 20 часов подорвался и погиб тральщик «Краб», за ним тральщик «Барометр». Три из пяти тральщиков отряда утратили тралы в результате затравливания минных защитников. Вслед за этими неприятностями подорвалась подлодка С-5, почти весь экипаж погиб. Подорвался на мине и погиб с большей частью экипажа эсминец «Яков Свердлов», получил тяжёлые повреждения эсминец "«Гордый». Около 21 часа четыре из пяти тральщиков отряда прикрытия оторвались и присоединились к отряду главных сил, проигнорировав распоряжения командира отряда. Из состава отряда прикрытия вслед за этим подорвался и погиб эсминец "«Скорый», лидер «Минск» и эсминец «Славный» в результате подрывов были тяжело повреждены. Следовавший без тральщиков, на параванах-охранителей арьергард от подрыва на минах потерял эсминцы «Калинин», «Артем», «Володарский» (вместе со всей командой и пассажирами) и строжевики «Циклон» и «Снег». Подорвался грузовой транспорт «Элла» с 905 человек на борту, в том числе 693 раненых. Спасено 49 человек. Транспорт «Эверита» с гарнизоном Найссара на борту, около 1 500 человек, затонул через минуту после подрыва. Спасено не более десяти человек. В этих условиях командующий флотом приказал встать на якорь до восхода солнца. К сожалению, принято это решение былопосле того, как корабли и суда уже фактически прошли минное заграждение противника. Информации о минной обстановке командующий не имел, так как до перехода, с 10 августа, по его приказу, разведка и траление фарватеров не велись с целью не допустить их демаскировки. Ночью лидер «Минск» и эсминцы "«Скорый» и «Славный» приняли за вражеские и обстреляли пытавшиеся присоединиться к конвою торпедные катера ТКА-73, 74, 94, 103, 113, несмотря на позывные прожекторами с их стороны. ТКА-103 был потоплен, и в последующем в советской исторической литературе о Балтфлоте этот случай неоднократно подавался как отражение двух атак торпедных катеров противника.
С наступлением рассвета боевые корабли отрядов главных сил, прикрытия и арьергарда снялись с якоря и полным ходом, до 27 узлов, ушли на Кронштадт. Эсминец «Суровый» сопровождал подорвавшегося «Славного», эсминец «Свирепый» буксировал «Гордого». В отряде главных сил исправен, кроме крейсера «Киров», оставался лишь эсминец «Сметливый», в отряде прикрытия — лидер «Ленинград».
Немецкая авиация обрушилась на тихоходные конвои. Практически без серьезного огневого протьиводействия немцы выбирали самые крупные цели. На грузовом судне «Калпакс» после более чем 40 атак авиации погибло более 1100 человек, в том числе 700 раненых. У острова Родшер погиб транспорт «Аусма» с гарнизоном Палдиски, около 1 200 бойцов. Все крупные суда, кроме транспортов «Казахстан» и «Эверанна», погибли. Потоплена плавмастерская «Серп и Молот» с новейшим оборудованием и огромным количеством запчастей для корабельных механизмов, особенно для подлодок.
Всего, с учетом погибших и затопленных в Таллине в последние дни обороны, было потеряно более 100 кораблей и судов. На переходе из состава боевых кораблей погибли 16 единиц: 5 эсминцев, 3 сторожевика, канонерская лодка И-8, подлодки Щ-301 и С-5, малый охотник МО-233, три тральщика (ТЩ-42, 56, 71) и торпедный катер.
Относительно потерь в людях, существуют разные оценки. Сам Трибуц в своих мемуарах называл цифру в около 5 000 погибших. Эту же цифру подтверждал его начальник штаба, адмирал Пантелеев в своей книге. В официальном издании Главного штаба ВМФ «Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне» названы потери около 10 000 человек.
При анализе обороны Таллина следует, что из почти 50 тысяч защитников базы и города, в плен попало более 10 тысяч, около 10 тысяч погибло или мелкими группами вышли из окружения. Количество вывезенных до эвакуации раненых, около 9 тысяч человек, «компенсировалось» пополнениями, доставлявшимися морем. То есть на суда могло погрузиться около 30 тысяч человек военнослужащих. Количество гражданских лиц никто не учитывал, встречаются оценки их количества до 15 тысяч человек.
В открытой советской печати количество вывезенных в Кронштадт войск оценивалось от 16 до 18 тысяч человек. В «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Балтийском море и Ладожском озере» (до недавнего времени находившейся под грифом «Для служебного пользования») утверждается, что в Кронштадт прибыло 12 225 человек.

До Таллинского перехода самые большие потери русский флот понес при втором Роченсальмском сражении, когда погибло более 50 судов и до 7 тысяч человек, и при Цусимском сражении, когда было потеряно 27 кораблей и погибло более 5 тысяч человек.
До эвакуации флоту удалось вывезти почти полностью арсенал, часть судоремонтного предприятия, около 15 тысяч тонн технического имущества, около 17 тысяч женщин и детей, около 9 тысяч раненых. Занималась этим специальная эвакуационная комиссия под руководством начальника тыла флота генерал-майора М. И. Москаленко.

По немецким данным в Таллине было захвачено 11 432 военнослужащих, исправных 97 полевых, 52 противотанковых и 144 зенитных орудия, 91 бронемашина, 2 бронепоезда, 304 пулемета, 4 тысячи мин, 3 500 торпед, более тысячи авиабомб.


На мой взгляд судьба была рещина и Питера, глупым и не продуманными шагами был унечтожен флот и фактически были в кольце два города.




Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Таллинский_переход
Категория: История ВОВ | Добавил: berezy-lemkov (15.04.2009)
Просмотров: 3940 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Метки

map Ленинград ОБД Мемориал veteraan.ee Бережинский Family Tree Builder Sas Кадуй IDkaart genopro Сас share облако 1917 Ленин Mandriva pomnite-nas.ru село Кирово Герб Сас Linux xubuuntu Аммермана 24 Аммермана архив кгб Ubuntu 12 wine 91 ГКЧП О нас русскоговорящие братская могила Ubuntu GenealogyJ Gramps Кондрат Бережинский Депортация DELFI ПЕ-2 село Зарубинци Лемков Я.М нацизм info Бережинские Забытые фотографии Питер поиск генеология СВР России Украина война 1939 Эстония Старые фотокарточки Герб Кирово Северо-Западная армия Лемковы Грузия. память Обд-мемориал история Победа 65 Леха Качиньского Катынь wyborcza.pl Лемков семья история Эстонии легион Лемкова истории маарду Зарубинцы мемориал Зарубинцы книга памяти поиск человека розыск Кронштадт Селимовка евро Maardu ID Колчак революция отец Польша WineHQ интеграция генеалогия Сайт блокада блокада ленинграда Германия Таллинн вов Покровская церковь раскулачивание СБУ Руссины смиру по нитке

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0